Рыбалка с лодки открывает новые возможности перед рыболовом, повышает шанс на добычу трофейного экземпляра. Надувные плавсредства пользуются сегодня большой популярностью благодаря простому способу доставки до удаленных водоемов. Выбирая лодку, основное внимание стоит уделить материалу, из которого она создана. Его особенности влияют на плывучесть, стоимость, долговечность, прочность, сложность ремонта и вес.
Материал для изготовления плавсредств
Материал для надувных лодок должен быть эластичным, водонепроницаемым, устойчивым к истиранию и солнечному ультрафиолету. Возможные повреждения должны поддаваться ремонту. Долгое время этим требованиям соответствовала только прорезиненная ткань. На смену этому материалу пришел армированный и неармированный ПВХ. С развитием химической промышленности появились новые, передовые материалы: хипалон, неопрен. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Прорезиненная ткань
Материал доказал надежность за два века активного использования в разных отраслях. Во времена Советского Союза лодки из Уфы и Ярославля пользовались большой популярностью. «Орионы», «Уфимки» до сих пор успешно справляются с поставленными задачами. Среди преимуществ моделей из прорезиненных тканей – более высокая эластичность при пониженных температурах. Это важно для рыбаков, выходящих на воду до поздней осени. Другим преимуществом является компактность в собранном состоянии. При одинаковых габаритах плавсредств лодка из прорезиненной ткани займет меньше места в багажнике.
Важным преимуществом является низкая стоимость, но уделяя внимание цене, стоит помнить о недостатках:
- низкая устойчивость к продольным порезам;
- подверженность к гниению – перед сворачиванием лодку необходимо тщательно просушить, особенно швы;
- низкая устойчивость к истиранию снижает срок эксплуатации;
- прорезиненную ткань сложно раскраивать, что уменьшает возможности проектировщиков. Это приводит к небольшому выбору моделей.
Несмотря на недостатки, резиновые лодки получили широкое распространение, уверенно конкурируют с плавсредствами из современных материалов.
Неармированный ПВХ
По эластичности и стоимости неармированный ПВХ не уступает прорезиненной ткани. Материал не подвержен гниению, устойчив к воздействию грибков, патогенных микроорганизмов. Обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Из неармированного ПВХ получаются легкие, недорогие лодки с прочными сварными швами. Среди недостатков: низкая прочность, резкое падение эластичности при отрицательных температурах, способность сильно растягиваться, терять форму при повышенных температурах.
Армированный ПВХ
Усиливается стекловолокном, арамидным или углеродным волокном. Это увеличивает прочность, устойчивость к порезам, механическим повреждениям. Армированный ПВХ не растягивается, хорошо сохраняет форму. На него не оказывает негативное воздействие машинное масло, солнечный ультрафиолет, агрессивные химические вещества. Все это делает материал самым популярным сырьем при производстве надувных лодок. Из него изготавливают весельные и моторные плавсредства, рассчитанные на различное количество пассажиров.
Среди недостатков: более высокая цена, нем у неармированного ПВХ, большой вес. Это компенсируется повышенной безопасностью судна, хорошими ходовыми качествами, простым управлением.
Хипалон и неопрен
Разработанный корпорацией «ДюПонт» синтетический каучук под торговой маркой «Хипалон» отличается безупречными характеристиками. Полимер устойчив к ультрафиолету, низким температурам. Для повышения прочности покрывается неопреном. Это делает лодку устойчивой к истиранию, порезам, проколам. Эксплуатировать судно можно в широком температурном диапазоне: при морозах до -50 и в условиях тропиков.
Главный минус хипалона и неопрена – высокая цена. Плавсредства из этих материалов можно отнести к категории профессиональных. Компенсируется высокая стоимость уникальными техническими характеристиками и длительным сроком службы. Еще одним недостатком является невозможность использовать технологию сварки швов, что приводит к удорожанию производства плавсредств.
Тканевая основа
В основе материала – ткань, изготовленная из волокон нейлона или полиэстера. Эти полимеры отличаются устойчивостью к повышенной влаге, гниению. Ткань может иметь различное количество слоев, отличаться плотностью. Это влияет на вес, прочность. Преимущество у пятислойного материала с плотностью около 1000 г/кв.м. Полиэстер более жесткий, но имеет низкую цену. Нейлон дороже, но среди его достоинств высокая эластичность, прочность, хорошая сопротивляемость на разрыв.
Швы и их влияние на прочность конструкции лодки
Основная нагрузка в надувной лодке приходится на баллоны. От их конструкции зависит безопасность на воде. При соединении элементов баллонов из полимерных материалов используется две технологии: склеивание и сварка. Оба типа швов отличаются одинаковой прочностью, надежностью. Сварка выполняется с помощью автоматизированного оборудования. Процесс не требует много времени, шов получается аккуратный, долговечный. Склеивание выполняется вручную. На работу уходит больше времени, внешний вид соединения может негативно влиять на дизайн баллонов.
Не все материалы можно сваривать. Например, по этой технологии не соединяют армированный ПВХ и хипалон. Несмотря на это, плавательные средства из этих полимеров отличаются повышенной надежностью. Главное при выборе судна проверить качество швов. При отсутствии непроклеенных участков, грубых заломов, перетяжек и пузырей будет обеспечена герметичность в соответствии с самыми строгими стандартами. Качество швов важно в месте соединения с транцем на моторных лодках и в точке вклеивания баллонов в дно. Проверка швов надувного судна перед покупкой – залог долговечности и отсутствия затрат на внеплановый ремонт.