Фаркоп или тягово-сцепное устройство относится к элементам дооснащения автомобиля. Транспортный механизм представляет собой крюк с шаром на конце или проушины на силовой структуре кузова. Основное назначение устройства — крепеж и буксирование прицепа в виде тележки для перевозки различных видов груза или дома на колесах.
Фаркопы делятся на виды: несъемные и съемные. Первый вариант мало используется, поскольку запрещен в некоторых странах, а также имеет ряд недостатков. Современные стационарные и съемные фаркопы отличаются безопасными методами крепления. Крюк может быть приварен к кузову или быть быстросъемным за счет болтового соединения, также регулироваться по высоте и оснащаться электроприводом. Для обеспечения эффективной работы фонарей прицепа, которые дублируют задние фонари транспортного средства, фаркоп дополнительно оснащают электропроводкой. Если планируется управление легковым автомобилем с прицепом массой более 750 кг, то потребуется особая отметка в водительском удостоверении.
На какие машины можно ставить фаркоп без регистрации
Конструкции большинства современных автомобилей позволяют выполнить установку фаркопа. Тягово-сцепное устройство может быть установлено непосредственно на конвейере или при дальнейшей эксплуатации. В документах автомобиля указана данная возможность в разделе допустимой максимальной массы. В приложениях на сайте Росстандарт можно ознакомиться с разрешением или запретом на буксировку, связанным с особенностями узлов транспортного средства.
Перед покупкой ТСУ рекомендуется собрать информацию о том, совместимо ли устройство с конкретной моделью авто. При отсутствии официальной документации потребуется провести дополнительную регистрацию изменений в конструкции. Согласно требованиям и регламентам установка фаркопа проводится с учетом рекомендаций и правил автопроизводителей. Кроме того, механизм должен быть предназначен для конкретной марки и модели автомобиля, иметь сертификат соответствия, подтверждающий соответствие требования Технического регламента Таможенного союза.
Перед установкой ТСУ на легковой автомобиль потребуется собрать следующие документы:
- сертификат соответствия;
- заводские инструкции на установку фаркопа;
- документы соответствия модели транспортного средства.
Если автопроизводители не предусмотрели использование буксировки прицепа, то фаркоп нельзя просто прикрутить или приварить, необходимо выполнить процедуру легализации.
Как зарегистрировать фаркоп
Дополнительная регистрация тягово-сцепного устройства не требуется в случае, когда механизм предусмотрен автопроизводителем. Документальное подтверждение законности использования фаркопом необходимо в следующих случаях:
- когда автомобиль не предназначен для применения ТСУ;
- значительных конструктивных отличий от сертифицированного механизма.
Внесение фаркопа в ПТС происходит после согласования и регистрации изменений в конструкции автомобиля. Сегодня автовладельцам доступно несколько вариантов оформления фаркопа на легковой автомобиль: с предъявлением транспортного средства и удаленно через авторизованный сервисный центр.
Для легковых автомобилей, в которых не предусмотрена установка фаркопа, необходимо провести процедуру оформления дополнительных изменений в конструкции. Для регистрации нештатного оборудования, к числу которого относится и фаркоп, выполняются следующие процедуры:
- подтверждение безопасной установки ТСУ — автомобиль проходит дополнительную техническую экспертизу;
- после получения положительного заключения автовладелец оформляет заявление на установку фаркопа, разрешенную ГИБДД;
- новое оборудование устанавливают в сертифицированном сервисном центре;
- в результате изменений в конструкции автомобиль направляется на экспертизу, после которой выдается протокол проверки на соответствие нормам безопасности;
- если результаты проверки положительные, то ТС направляется на технический осмотр, после которого выдается диагностическая карта;
- на заключительном этапе фаркоп регистрируется в ГИБДД: владелец автомобиля получает свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности, новое СТС и паспорт, в котором указана информация о проведенных изменения.
Данный перечень работ требуется для постановки на учет транспортного средства с нештатным фаркопом. Поскольку существует дефицит аккредитованных технических центров в настоящее время существует процедура утверждения изменений дистанционно в онлайн-режиме. Некоторые автосервисы получили разрешения от аккредитованных лабораторий на монтаж и оценку переоборудования. Измерения проводятся при помощи фото- и видеофиксации, полученные результаты направляются непосредственно в организацию, разрешающую сервисному центру проведение контроля. Следующие этапы взаимодействия с ГИБДД — стандартные.
Штраф за незарегистрированный фаркоп
Ответственные водители должны узаконить возможность эксплуатации автомобиля со сцепным устройством, не предусмотренным автопроизводителем. Если сотрудники ГИБДД обнаружат незарегистрированный фаркоп, то будет оформлен штраф и аннулирована учетная запись транспортного средства. Наличие соответствующего постановления исключает использование машины до повторной регистрации. Автовладелец лишается возможности прохождения технического осмотра и проведения регистрационных операций.
В исключительных случаях инспектор ГИБДД может пойти навстречу автовладельцу и дать разрешение на демонтаж фаркопа с целью устранения нарушения. При использовании фаркопа на регулярной основе рекомендуется собрать полный пакет разрешительной документации, оперативно легализовать сцепной механизм и исключить проблемы в будущем.
Чтобы снизить риск проблем в ГИБДД и выполнить установку фаркопа на территории РФ, рекомендуется внимательно ознакомиться с законодательством и местными правилами, дополнительно воспользоваться консультацией мастеров автомобильных сервисов и других опытных специалистов в данной области.
Нужно ли снимать фаркоп при езде без прицепа
В правилах дорожного движения не предусмотрен демонтаж фаркопа при езде без прицепа. Это касается транспортных средств, у которых механизм является несъемной частью автомобиля, а выступающие части не представляют опасности для других участников движения. Предусмотренные заводом-изготовителем фаркопы несъемного типа имеют надежное и безопасное крепление.
При езде без прицепа выступающие за пределы автомобиля элементы фаркопа съемного типа могут представлять определенные риски для находящихся позади автомобилей, а в случае ДТП нанести большие повреждения. При планировании путешествия в другие страны рекомендуется дополнительно ознакомиться с законодательством и местными правилами, в которых могут быть специфические требования по данному вопросу.