Любому автолюбителю известно, что топливо расходуется зимой более интенсивно, чем летом. Нормальной считается разница до 10% в умеренном климате и до 30% в холодных районах. Однако порой эти показатели на практике в разы выше. В этом случае возникает вопрос, что мы делаем не так, и как это можно исправить. Для ответа на него нужно разобраться в причинах перерасхода горючего. Тогда станет понятно, где можно сэкономить, а где лучше и не пытаться этого делать.
Факторы, вызывающие перерасход топливной смеси
Повышенный расход бензина или солярки в зимнее время может быть вызван следующими причинами:
- прогревом мотора после запуска;
- энергопотреблением;
- пониженной скоростью перемещения;
- сопротивлением движению;
- замерзанием ответственных узлов и систем авто;
- увеличением массы.
Многие автопроизводители отрицают необходимость выполнения прогрева в морозы, и он действительно сказывается на расходе топлива, но, по словам опытных мотористов, дороже потом обходится ремонт двигателя. Мотор после холодного старта некоторое время использует обогащенную топливную смесь, у него больше нагрузка и сильнее износ. Но от холода загустевают смазывающие и охлаждающие рабочие жидкости. В итоге функция необходима, но может применяться частично.
Конечно же, машину надо греть. Включение вентилятора печки, вебасто, кондиционера, пользование электроподогревом стекол, зеркал, кресел разряжает аккумуляторную батарею. Это приводит к задействованию генератора, который также увеличивает расход топлива. Даже сидя в холоде сэкономить тут сильно не удастся.
Зимой машины перемещаются медленнее. Виной тому нерасчищенные и скользкие дороги, заторы, аварии. На норму потребления тут влияет как скорость движения, так и перегазовки. У многих иномарок минимум потребления приходится на движение со скоростью 90-100 км/час. При езде медленнее или быстрее горючего уходит больше.
Мешать нормальному передвижению может укатанный лед и обильные снегопады. Труднее происходит разгон, хуже инерция, снег набивается в арки колес и не дает им вращаться. Даже без пробуксовок потери горючего здесь значительные. Определенное влияние оказывает и установленная на колесах резина. Также чем ниже температура, тем плотнее становится окружающий воздух, требуется большее усилие для преодоления его сопротивления.
Еще одна проблема – замерзание важных узлов и жидкостей, подаваемых для их обслуживания. Сюда можно отнести плохое срабатывание свечей, застывание смазки в ступичных подшипниках и редукторе, густеющее масло в моторе и КПП, оседание льда и парафина в топливном фильтре.
Увеличивает потребление нефтепродуктов и вес самого авто. Он складывается из незаметных изначально составляющих: одежды водителя и пассажиров, необходимого «зимнего комплекта» в багажнике, снега и льда, не счищенных вовремя с кузова.
Советы по экономии в зимнее время
Уменьшить потребление бензина и солярки в зимний период без ущерба для своей машины поможет ее предварительная межсезонная подготовка. Для этого устанавливаются зимние покрышки и контролируется давление в них, заливаются менее вязкие масла, диагностируется и обслуживается ходовая, промазываются доступные части. Желательно максимально разгрузить салон и багажник, вынув оттуда все лишнее, оставшееся с теплой поры.
В процессе зимней эксплуатации прогревать движок достаточно на ¼ от его рабочей температуры. Последующая езда (5-10 минут) должна быть максимально спокойной. Не нужно злоупотреблять с различными электроприборами и обогревом. Двигаться нужно стараться более-менее равномерно, использовать навигатор при выборе маршрута (поможет избежать пробки) заправляться на проверенных станциях. В этом случае повышенный расход будет, но в рамках допустимого. Если же потребление топлива окажется сильно превышенным, это свидетельствует о необходимости срочно обращаться на диагностику и «лечить» свою машину.