Сегодня сложно увидеть лодку без мотора, ведь двигатель – это не роскошь, а необходимое средство для быстрого передвижения по водной акватории. Он позволяет без лишних усилий добраться до места, наслаждаясь красотами природы. Движком оснащают не только тяжёлые катера, но и маломерные суда. Купить двигатель не проблема, магазины предлагают владельцам лодок огромный выбор моделей, остаётся лишь решить, какой лодочный мотор выбрать: бензиновый или электрический.
Преимущества электромотора по сравнению с бензиновым
Электрический мотор менее мощный, чем бензиновый двигатель. В режим глиссирования на нём не выйти. Даже на спокойном водоёме он редко развивает скорость выше 5-8 км/ч. Автономное плавание возможно до тех пор, пока не кончится зарядка аккумуляторной батареи (АКБ). Обычно выбирают такое зарядное устройство, чтобы его действия хватило на 3 часа работы ПЛМ (подвесного лодочного мотора) на полной мощности. Но, несмотря на это, у электродвигателя есть много преимуществ.
- Бесшумная работа. Этот параметр особенно важен рыбакам. На электрическом двигателе хорошо заниматься троллингом – ловлей с движущейся лодки. Мотор работает тихо, не распугивая рыбу.
- Низкая цена. Электромоторы дешевле бензиновых двигателей, но этот плюс условный. Хороший аккумулятор для электромотора стоит дорого.
- Наличие якоря. В отличие от бензиновых ПЛМ, некоторые электромоторы оснащены GPS-якорем.
- Небольшой вес и компактность. Электроагрегаты весят от 2-3 кг и больше, бензиновые модели – от 7-8 кг. Преимущество также сомнительное. Аккумулятор к электродвигателю весит не меньше 20 кг.
- Простота обслуживания и экономия средств. АКБ заряжается от обычной розетки, не надо тратить деньги на бензин. За час езды бензиновый мотор потребляет от 1,5 л бензина стоимостью 70-80 руб., а электродвигатель в среднем 500-700 Вт (3-4 рубля).
- Экологическая безвредность. У всех моделей отсутствуют выбросы вредных для здоровья и окружающей среды газов.
- Маневренность. Судном с электромотором просто управлять. Оно легко маневрирует по узким протокам, в зарослях камыша, плавно проходит мелководье.
- Простота в эксплуатации. Электромотор легко устанавливается на лодку. Необходимо подвесить его на транец, подключить клеммы к аккумулятору, отрегулировать высоту заглубления винта и можно отчаливать от берега.
- Проще ремонтировать и обслуживать. Бензиновый двигатель сложнее электромотора, поэтому его труднее обслуживать. Приходится возиться с маслом и бензином.
К основным недостаткам электрического мотора можно отнести небольшую мощность, зависимость от источника питания, невозможность длительной работы с одним аккумулятором, долгую зарядку АКБ. Так, на заправку бензинового двигателя уходит 5-10 мин. Аккумулятор же заряжается 7-9 часов.
Преимущества бензинового мотора по сравнению с электрическим
Плюсов у бензинового двигателя мало, но, зато они очень весомые.
- Мощность. Бензиновый мотор мощный. Он вытягивает судно против течения, ветра, преодолевает волны.
- Свобода перемещения. Он не зависит от близости электрической розетки. На нём можно отправиться в длительное путешествие, главное, запастись достаточным количеством горючего.
Из недостатков: большой вес, «прожорливость», дорогая эксплуатация, шумная работа. С ним не порыбачишь «на дорожку». К тому же, из-за большого веса его нельзя поставить на некоторые модели лёгких надувных лодок.
В каких случаях какой лодочный мотор выбирать
Технические характеристики бензинового и электрического лодочного мотора значительно отличаются друг от друга, поэтому область применения у них разная.
Использование бензинового двигателя
Бензиновый двигатель – это «силач». Он мощнее электромотора. Лодка, оснащённая таким движком, набирает большую скорость, преодолевает сильное течение и волны. Бензиновыми моторами оснащают маломерные суда, выходящие в море, на крупные озёра и водохранилища, где штормы не редкость.
Такой двигатель незаменим в дальнем путешествии. Он потянет гружёное плавсредство, ведь когда отправляешься в поход на 2-3 недели, приходится везти с собой много вещей, еду, оборудование.
Использование электрического мотора
Электрический ПЛМ используется в качестве основного двигателя только на «спокойной воде», небольших реках и озёрах. Мотор работает тихо, позволяя рыбакам «подкрасться» к месту лова, не распугав рыбу. Его хорошо использовать, когда есть возможность до водоёма добраться на машине, а до рыбного участка реки проплыть на лодке всего пару километров.
Покупая электродвигатель надо помнить, что существует ограничение по дальности поездки. Зато он идеально подойдёт в качестве резервного мотора. На бензиновом двигателе можно дойти до заданной точки, а там, в целях экономии средств или чтобы не распугать рыбу, поставить электромотор.
Что выбрать: электромотор или бензиновый двигатель?
Бензиновый мотор отлично подходит для дальних поездок, морских прогулок. Незаменим он и на сложных водоёмах. Бензиновый двигатель помогает лодке развить высокую скорость, преодолевает волны, вытягивает даже гружёное плавсредство против течения.
Электродвигатель тихий, позволяет лодке маневрировать, проходить мелководья. Он идеально подходит для рыбалки на реке. Для дальних походов он не годится. В такое путешествие его можно брать в качестве резервного, дополнительного движка на случай выхода из строя основного, бензинового мотора.