Гребной винт (он же движитель) – это та часть лодочного мотора, которая преобразует энергию двигателя в полезную работу перемещения в процессе взаимодействия с водой. Заводские модели не всегда подходят для эксплуатации в любых условиях, поэтому владельцам лодок приходится искать подходящую замену.
Общие принципы подбора винта
Между собой гребные винты разных моделей отличаются по следующим характеристикам:
- шаг (расстояние, которое приходит лодка за один оборот винта);
- проскальзывание (разница между фактическим и заявленным шагом винта);
- диаметр (рассчитывается по самым удаленным от центральной оси точкам лопастей);
- дисковое отношение (отношение площади лопастей к площади круга, описываемого винтом);
- число лопастей (от 2 до 4);
- материал (сталь, полимер, алюминий);
- конструкция ступицы;
- диаметр ступицы.
Наибольшее влияние на работу мотора оказывает шаг винта. Чем он больше, тем выше будет нагрузка на мотор. При этом может возникнуть ситуация, когда двигатель будет работать на пределе своих возможностей. Для того чтобы избежать подобной ситуации важно учитывать рекомендуемые для винта параметры и использовать тахометр. Следует помнить, что диаметр винта обратно пропорционален его шагу: чем больше последний, тем меньше диаметр. Модели с большим диаметром более пригодны для тяжелых лодок на мощных двигателях.
От физических характеристик материала винта зависит продуктивность работы мотора на разных водоемах. К примеру, пластиковые модели неплохо себя показали на мелководных водоемах с коряжником, а металлические – на глубоководных озерах и реках без подводных препятствий. Наибольшей популярностью пользуются алюминиевые лопасти: они достаточно прочные и их можно выгнуть обратно после контакта с грунтом.
Что делать, если мотор развивает обороты, отличающиеся от паспортных
При низких оборотах винта следует уменьшить его шаг, а при высоких – увеличить. При этом следует учитывать, что уменьшении шага на 25,4 мм количество оборотов увеличивается на 200 и наоборот.
Также можно несколько скорректировать нагрузку на двигатель путем увеличения или уменьшения количества лопастей винта и дискового соотношения. Обороты двигателя снизятся, если установить модель с большим дисковым соотношением и максимальным количеством лопастей и наоборот.
Увеличивая диаметр винта, вы сможете снизить скорость вращения мотора и увеличить грузоподъемность лодки, но делать это нужно осторожно, дабы не повредить редуктор.
Что нужно делать, чтобы получить максимальную скорость
Для дополнительного увеличения скорости передвижения лодки специалисты советуют использовать полированные винты из нержавеющей стали небольшого диаметра с 2-3 лопастями. При использовании легких моделей может возникнуть ситуация, в которой мощный двигатель не может развить оптимальную скорость. В таком случае следует установить винт с максимальным количеством лопастей и большим шагом.
Подведем итоги
Важно помнить, что ошибки при подборе винта могут заметно сократить срок эксплуатации мотора. Чтобы избежать преждевременных поломок специалисты советуют быть внимательными к каждой детали. При выборе гребного винта необходимо ознакомится с техническими характеристиками понравившейся модели, определить степень ее совместимости с параметрами мотора, а уже после оформлять заказ.