Рано или поздно масло в двигателе мотоцикла придется менять, если не хотите тратиться на ремонт мотора. Но какую смазку выбрать? Давайте разберемся, каким бывает масло, в чем разница между составами для 2-хтактных и 4-хтактных моторов, на какие характеристики надо смотреть.
Какие виды масел бывают?
Мотоциклетные масла принято классифицировать на два вида в зависимости от установленного на технике двигателя – 2-хтактного либо 4-хтактного. Разница довольно принципиальная.
Мотомасло для 4-тактных двигателей
4-хтактный мотоциклетный ДВС имеет отдельную систему смазки, в которой масло не смешивается с топливом. Благодаря этому расход жидкости гораздо ниже, чем в 2-хтактных двигателях, причем смазка отличается меньшей горючестью, содержит присадки для продления срока службы.
Особенности смазки для 4-хтактных двигателей:
- в составе есть комплекс присадок, включая противозадирные, антипенные;
- расчет на длительное использование, регулярную замену по регламенту.
Качественное масло 4-хтактного мотора должно как можно дольше сохранять свою исходную вязкость, не становясь эмульсией. В противном случае его придется слишком часто менять.
Мотомасло для 2-тактных двигателей
2-хтактный двигатель в отличие от 4-хтактного не имеет системы маслопроводов. Смазка попадает в мотор в смеси с бензином. Из-за этого амортизация ДВС с двумя тактами происходит быстрее, но ресурс силовой установки можно значительно продлить, если использовать качественное масло.
Особенности смазки для 2-хтактных двигателей:
- сжигается вместе с бензином в камере сгорания;
- состав не содержит дополнительных присадок;
- постоянно нуждается в доливке из-за выгорания.
Высокая горючесть – важное свойство масла для 2-хтактного мотора. Если горючесть низкая, смазка сгорает не полностью, из-за чего на внутренних поверхностях ДВС образуется слой нагара, копоти.
Можно ли использовать автомобильное масло?
Да, в мотоцикл можно заливать автомобильное масло, если соблюдать рекомендуемые сроки замены. Речь идет только про мототехнику с 4-хтактным мотором. Для 2-хтактных автомобильная смазка не подходит из-за слишком низкой горючести – она не будет полностью сгорать в цилиндре.
Какое масло выбрать для трансмиссии мототехники?
Для обслуживания мототехники со сцеплением сухого типа и карданным валом рекомендуется брать гипоидную смазку с вязкостью SAE 80W-90 или максимально близкой. Желательно с присадками, защищающими металлические поверхности от задиров, с добавками для работы в условиях больших нагрузок. Достоинством станет соответствие стандартам API GL-4 и/или API GL-5.
Трансмиссионная смазка для трансмиссии со сцеплением, погруженным в масляную ванну, должна иметь вязкость SAE 10W-40 либо SAE90. Желательно с присадками, уменьшающими вероятность задиров.
Вязкость и классификация мотомасла
Одна из ключевых характеристик мотомасла – класс вязкости SAE. Он записывается двумя числами через дефис, иногда с буквой W между ними (она указывает на возможность эксплуатации зимой). Число перед буквой W указывает на низкотемпературную вязкость. Чем она меньше, тем при более низких температурах смазка сохраняет текучесть, достаточную для корректной работы двигателя.
Второе число в маркировке класса SAE – высокотемпературная вязкость. Чем оно больше, тем при более высоких температурах допускается эксплуатация мотомасла. Если это число «60», мотоцикл, заправленный таким маслом, можно использовать даже в летнюю жару до +50 °С.
Другой важный параметр – соответствие смазки стандарту API. Для мотоциклов с двигателями, выпущенными после 2000 года, нужно брать жидкость со стандартом API SL или SM. Если следовать японской классификации JASO, масла с буквой «M» в маркировке подходят для 4-хтактных ДВС, с буквами «А» и «А2» показаны для техники с «мокрым» сцеплением, а с буквой «МВ» – с «сухим».
3 совета по выбору масла для вашей техники
При выборе смазки обращайте внимание не столько на его цену, сколько на вязкость и соответствие стандарту API. Вот несколько рекомендаций, которым стоит следовать:
- просмотрите руководство по эксплуатации мотоцикла и узнайте, какую смазку рекомендует заливать производитель;
- для обслуживания тяжелой и спортивной мототехники используйте вязкое масло – 10W-50, 10W-60, 15W-50 или 20W-50;
- для большинства 4-хтактных мотоциклов без уклона в спортивное применение оптимально покупать смазку с вязкостью SAE 10W-40.
Чего точно не стоит делать при выборе мотомасла, так это экономить. Дешевая смазка – как правило, низкокачественный продукт, который не сможет защитить мотор от изнашивания. В результате потратите больше денег на техническое обслуживание ДВС, просто немного позже.