Мотокросс – это один из сложнейших видов спорта, включающий в себя езду по пересечённой местности на большой скорости. Гонка проходит по трассе или на искусственном треке с подъёмами, спусками, крутыми поворотами. На дороге могут быть участки с песчаным и глиняным грунтом, глубокими колеями. Участие в кроссе требует от мотоциклиста хорошей физической подготовки и высокого уровня мастерства в управлении спортбайком. Чтобы начать получать настоящее удовольствие от скорости, мчась навстречу ветру, начинающему гонщику нужно изучить основы техники вождения, подобрать правильную экипировку и содержать в хорошем состоянии свой спортивный мотоцикл.
Экипировка
Даже опытные спортсмены попадают в аварии, а что уж говорить о новичках. Экипировка им необходима для защиты от травм в случае падений, поэтому не стоит экономить, и лучше приобрести снаряжение проверенных брендов. Особое внимание уделите защите ног и головы.
Наиболее надёжным считается кроссовый шлем. У него длинный козырёк, закрывающий лицо от ударов веток, вылетающих из-под колёс камней. Подбородочная часть выдвинута вперёд. Такая конструкция облегчает дыхание. Также понадобятся мотоциклетные очки, защита шеи, коленей, тела или «моточерепаха», пояс, перчатки, мотоштаны с кевларовыми вставками, высокие ботинки с жёсткой фиксацией стопы.
Положение тела
Определение правильного положения тела во время гонки помогает проходить повороты, не «заваливать» мотоцикл, держать равновесие и не терять без необходимости скорость. Во время движения гонщику постоянно приходится менять позицию. На мотобайке передвигаются сидя по центру, стоя, отклоняясь назад и вперёд, чтобы как бы «слиться» со своим транспортным средством.
Езда на мотоцикле стоя
Наиболее сложно владеть корпусом во время езды стоя. При таком положении тела старайтесь соблюдать следующие правила.
- Не отклоняйтесь сильно назад, старайтесь держать голову над рулём.
- Расположите ноги как можно удобнее на подножках, обязательно касаясь их подушечками пальцев.
- Прижмите колени к бензобаку. Так вы будете лучше контролировать мотоцикл.
- Наклонитесь вперёд, а локти держите подальше от тела, полувыпрямленными. Такая позиция называется «атака».
Со временем каждое движение оттачивается до автоматизма, но это достигается лишь регулярными тренировками.
Тренировки
Независимо от того, собираетесь ли вы стать профессиональным спортсменом, или остаться «любителем», воспользуйтесь помощью профессионального тренера. Только он сможет поставить вам правильную технику езды, обучить всем тонкостям и особенностям передвижения на мотоцикле, ведь водить байк намного сложнее, чем автомобиль.
Тренироваться необходимо регулярно, по несколько раз в неделю, занимаясь у хорошего наставника. Он поможет вам наработать необходимые навыки, научит прогнозировать поведение спортбайка в сложных ситуациях на треке и избежать падений и аварий.
Рациональная езда
Передвижение на спортивном мотоцикле – не просто гонка на скорости, а настоящее искусство. В управлении задействованы все мышцы тела. Именно они корректируют и поддерживают положение спортбайка. Рациональная езда – навык эффективного движения, когда едешь быстро и тратишь на это минимум усилий. Сэкономить силы помогает оптимальная, комфортная посадка, дающая возможность легко и быстро менять положение тела.
Старт
Удачный старт и отрыв от соперников значительно повышает шансы гонщика на победу. Отклонитесь чуть-чуть назад, чтобы сразу обеспечить хорошее сцепление заднего колеса с дорогой. Ноги свесьте так, чтобы подножки остались за ними. Это поможет избежать пробуксовки и потери времени.
При интенсивном разгоне лучшей тяги добиваются при помощи использования газа и сцепления. При пересечении стартовых ворот рукоятку дроссельной заслонки нужно открыть так, чтобы она находилась примерно посередине между половиной и четвертью. Выбор передачи для начала кросса зависит от типа спортивного мотоцикла, но чаще всего начинают гонку на 2 передаче.
Ускорение и торможение
Начинающим мотогонщикам нужно усвоить простое правило: чтобы держать равновесие, необходимо при наборе скорости наклонять корпус вперёд, а при торможении отклоняться назад. Всегда держите один палец на сцеплении, а один на тормозе.
Важно! Не тормозите резко, агрессивно. Мотоцикл может занести или он завалится на бок.
Повороты
При прохождении поворотов держите локти приподнятыми. Это поможет лучше владеть ситуацией. Если вы очень сильно наклонитесь вперёд, то при резком торможении перелетите через руль, а если чрезмерно отклонитесь назад, то возрастает вероятность «встать на дыбы», переднее колесо может подняться вверх. Поворот на сухой и влажной трассе проходят по-разному.
- На вязкой, мокрой дороге старайтесь держать тело параллельно мотоциклу. При такой вашей «посадке» у колёс будет хорошее сцепление с поверхностью, и вы не увязнете в глине.
- На треке с плотным покрытием переместите нижнюю часть тела в сторону внешней траектории поворота, одновременно подняв выше локоть, находящийся с внешней стороны, и ваше транспортное средство быстро и уверенно преодолеет изгиб дороги.
При прохождении поворота по внутренней траектории, скорость движения ниже, чем при езде по внешней, а угол наклона тела больше. Поэтому лучше войти в поворот по внешнему радиусу, а если позволяет дорожная обстановка, то, как только появится хороший обзор трассы за поворотом, спрямить угол, перейдя на внутреннюю траекторию. Так можно сохранить высокую скорость и снизить вероятность падения мотоцикла набок.
Колеи
Поворот с колеёй – участок трассы повышенной сложности, который пройти начинающему мотогонщику непросто. Убедитесь, что заднее и переднее колеса мотоцикла попали в колею, иначе, когда вы прибавите газ, слетите с дороги. Резко не газуйте, добавляйте его «мягко». В противном случае можно потерять равновесие.
Подъёмы
Чем круче подъём в горку, тем больше при прохождении его нужно наклониться вперёд. Это обеспечит хорошее сцепление переднего колеса с дорогой. Если всё-таки отрыв произошёл, выжмите сцепление и опустите его обратно. С приближением к вершине начинайте выравнивать туловище и набирайте постепенно скорость.
Подъём проходят на высокой передаче. Это обеспечит хорошее сцепление заднего колеса с поверхностью и облегчит работу подвески.
Спуски
Для наиболее безопасного прохождения спуска отпустите сцепление и перейдите на более низкую передачу, чтобы снизить скорость. Сместитесь назад и используйте задний тормоз. При этом передним тормозом можно лишь слегка притормаживать. Если перестараетесь – заднее колесо подбросит вверх, мотоцикл потеряет равновесие, а вы упадёте. Понести спортбайк может и в том случае, если слишком активно пользоваться задним тормозом.
Прыжки
Прыжки совершают стоя в позиции «атака» (тело наклонено вперёд, голова над рулём, локти не прижимаются к туловищу). Входите в прыжок на большой скорости, держа ровный газ и не сбрасывая его. Тогда приземление пройдёт гладко и красиво.
Прыжки – это «высший пилотаж». Начинать их отработку новичкам лучше на небольших трамплинах, постепенно переходя к более сложным.
Уход за мотоциклом
Мотоцикл необходимо содержать в идеальном состоянии. От этого зависит ваша безопасность. Следите за давлением в шинах, двигателем. Если вам не нравится звук мотора, срочно обратитесь в автосервис. Своевременно меняйте расходники (сальники, звёзды, цепь, тормозные колодки, тросы газа и сцепления). Не забывайте мыть спортбайк после каждого заезда – грязь является причиной коррозии.
Как новичку стать хорошим мотогонщиком
Быстро научиться раскрепощённо ездить на высокой скорости не получится. Мастерство приходит с опытом и изучением техники. Чтобы не разочароваться в мотоспорте, тренируйтесь с профессиональным тренером. Лучше, если это будет бывший или участвующий сейчас в соревнованиях гонщик. С ним вы будете постоянно совершенствовать технику вождения, и в один прекрасный момент станете настоящим асом трассы.