Появление электронных систем существенно упростило жизнь водителям и позволяет серьезно повысить безопасность движения. Одним из таких умных решений, которое было реализовано одним из первых, можно считать АБС (ABS), антиблокировочную систему тормозов.
Основное назначение системы АБС
Antilock Brake System — электрогидравлический механизм, позволяющий предотвратить блокировку колес при плановой или экстренной остановке. Относится к системам активной безопасности, обеспечивает сохранение управляемости автомобилем при необходимости экстренно снизить скорость.
Наиболее хорошо АБС зарекомендовала себя на дорогах, поверхность покрытия которых отличается низким коэффициентом сцепления. Благодаря ей удается предотвратить значительное число аварий в условиях гололеда, дождя, большой заснеженности.
По какому принципу работает система АБС
Конструктивно ABS состоит из следующих элементов:
- Датчики Холла, постоянно контролирующие частоту (скорость) вращения колес.
- Электронный блок управления, позволяющий поддерживать оптимальный режим вращения колеса при торможении, предотвращающий его блокировку.
- Исполнительный гидроблок с насосом кулачкового типа, гидроаккумуляторами, гидроклапанами, позволяющий поддерживать оптимальный уровень давления в тормозной магистрали машины.
Действие АБС можно условно разделить на 3 фазы:
- При нажатии педали впускные клапаны гидроблока открыты, что позволяет беспрепятственно увеличивать давление рабочей жидкости.
- Аппаратура поддерживает оптимальное давление, что обеспечивает эффективное снижение скорости без угрозы блокировки.
- При значительном уменьшении частоты вращения колеса автоматика отсекает тормозной цилиндр и дальнейшее нажатие не приводит к последующему интенсивному снижению скорости, давление возвращается к оптимальному показателю.
То есть, процесс осуществляется в импульсном режиме, что позволяет сократить тормозной путь и предотвращает потерю управляемости.
Объективные плюсы и минусы системы
Среди преимуществ АБС отмечают:
- Устойчивость машины и сохранение контроля в плохих дорожных или погодных условиях.
- Повышение общей безопасности движения.
- Сокращение тормозного пути.
- Поддержание эффективного процесса торможения.
Основной минус системы — на мягких грунтах, например, на песке, ABS только увеличивает тормозной путь, поэтому при таких условиях автоматику этого класса блокируют. Отметим, что последние поколения аппаратуры этим недостатком не обладают.
Какие проблемы могут возникнуть при эксплуатации машины с АБС
При эксплуатации машины возможен выход датчиков из строя. Они передают недостоверную информацию о скорости вращения колеса, что приводит к некорректной работе системы.
Иногда приходится сталкиваться с повреждениями элементов гидросистемы и программными неполадками блока электронного управления. Но мастера специализированных сервисов такие проблемы устраняют без затруднений.
Как проверить датчик АБС
Прежде всего необходимо определить, какой из датчиков выдает некорректную информацию. Проще всего это сделать в процессе компьютерной диагностики при помощи специализированных сканеров.
Дальнейшая прозвонка поврежденного датчика выполняется обычным мультиметром. Стоит отметить, что проблема зачастую кроется не в самом устройстве, а в проводке к нему. Приходится сталкиваться со случаями многократного перетирания проводов.
Диагностику и ремонт системы АБС лучше доверить специалисту, а не заниматься самостоятельными экспериментами.