Покупка поддержанного автомобиля – отчасти лотерея, в которой везет не каждому: можно взять как отличную надежную машину, так и «убитый» вариант. Здесь есть свои особенности.
Во-первых, нужно отдавать отчет, что б/у авто будет с неизбежными проблемами и поломками, которые требуют вложений. Иначе его никто не продавал бы, а оставил в семье второй или третьей машиной.
Во-вторых, это риск при постановке на учет, владении и дальнейшей продажи. Авто может быть в залоге, угоне, розыске, восстановлен после крупного ДТП, с перебитым ВИН-номером и скученным пробегом.
Тем не менее тысячи счастливых покупателей находят хорошие машины, и радуются удачной сделке! Дело в правильном выборе и грамотном осмотре.
Советы по выбору автомобиля с пробегом
Несколько советов помогут снизить различные риски и разочарование при покупке поддержанного авто. Они несложные и доступные простому обывателю.
Перед звонком владельцу и подписанием договора купли-продажи стоит:
- иметь четкий бюджет, включая расходы на регистрацию, ОСАГО, возможно покупку резины, замену масла, детейлинг салона, установку сигнализации;
- продумать годовое содержание – транспортный налог, страховки, техобслуживание, возможный ремонт;
- посмотреть репутацию продавца — если он продает на портале или форуме, то как часто и что предлагает, сколько положительных отзывов, либо просто пробить по номеру телефона и карты в интернете на факт мошенничества;
- максимально подробно выяснить историю ТС – когда и где был куплен владельцем, кто вписан в ПТС, дубликат ПТС или оригинал, пробег, посмотреть сервисную книжку и регулярность ТО;
- подготовиться к осмотру машины — узнать типичные «болячки» марки и модели, отметить для себя распространенные и дорогостоящие.
Важно! При малейших сомнениях, подозрениях на мошенничество лучше отказаться от сделки!
Отлично, если владелец машины состоит в автоклубе. На форуме можно узнать важные подробности по машине и решить, стоит ли рассматривать этот вариант.
Подготовительные мероприятия: осмотр автомобиля
Осмотр – ключевой момент покупки поддержанного автомобиля. Если покупатель мало понимает в технической части, можно обратиться к специалистам по подбору авто.
И здесь нужно понимать, что поддержанная машина отличается от новой, будут какие-то недочеты, неисправности, следы эксплуатации. Важно решить для себя, с чем готовы примириться, а с чем нет, и во время осмотра придерживаться выработанной политики.
Осмотр кузова
Желательно проводить осмотр ТС после мойки при ярком солнечном свете, чтобы видеть все огрехи ЛКП и кузова.
У машины щели капота, багажника, крыльев и бампера должны быть одинаковой ширины, симметричны. Дверцы без провисаний, уголки совпадают с геометрией кузова.
Цвет кузова ровный, без переходов, ржавчины. Можно воспользоваться толщинометром ЛКП и проверить наиболее уязвимые при ДТП места.
Осмотр колес
Срок эксплуатации шин не больше 5-6 лет, поэтому стоит обратить внимание на год выпуска резины. Посмотреть, нет ли трещин, явных следов ремонта.
Полезно заехать на шиномонтаж и попросить снять и заново установить колеса, чтобы проверить, не прикипели ли болты креплений. Заодно посмотреть колодки, тормозные диски, элементы подвески и ходовой части.
Осмотр салона
В салоне стоит обратить внимание на щели и зазоры карт дверок, торпеды, элементов обшивки. Неровные зазоры говорят о том. Что элемент обшивки снимался, вероятно для восстановления после ДТП.
Внешний вид руля и сидений (состояние кожи), потертость кнопок косвенно говорят о пробеге.
Диагностика двигателя
Хорошо, если перед продажей хозяин не вымыл моторный отсек и по слою пыли легко можно посмотреть – течет ли масло, что чаще всего трогали руками.
Двигатель можно проверить на ходу, попробовав разные режимы езды и скорости, либо подключить диагностическое оборудование. Во время движения из-под капота не должно быть посторонних звуков, гул мотора равномерный, без надрыва.
Проверка электроники
Электроника – одно из слабых мест машин премиум-класса. Небольшой обрыв в цепи выдаст совершенно неожиданные ошибки и чеки! Неспециалисту трудно проверить электронику, но, если подключить оборудование, система выдаст все проблемы.
Проверка документов на машину
Владелец должен предъявить на машину СТС и ПТС, по возможности сервисную книжку (для многих марок они стали электронными), комплект ключей. Задача покупателя внимательно посмотреть ПТС, нет ли в ней ошибок, исправлений, признаков подделки. Проверить количество собственников и сроки владения. В СТС сверить данные собственника.
Обязательно проверить ВИН-номер на документах и на всех шильдиках машины, там не должно быть следов изменений.
Что должно насторожить при осмотре машины с пробегом – отсутствие документов или владельца, слишком «сладкая» цена, безупречный внешний вид авто (блеск, отдушки в салоне, вымыт моторный отсек), любое несоответствие слов владельца с реальностью.
Как правильно определить цену автомобиля с пробегом
В вопросах стоимости поддержанной машины лучше не полагаться на мнение владельца – он продавец и его задача выручить как можно больше денег.
Определить среднюю цену можно несколькими способами:
- на авто.ру — задать на подобных порталах данные авто (марка, модель, год выпуска, тип коробки, объем двигателя) и посмотреть рекомендованную рынком стоимость;
- в трейд-ин — обратиться в компании по выкупу машин и узнать реальную стоимость наличными деньгами на данный момент;
- сравнить по классу — сравнить ТС с другими марками, но такого же класса, к примеру, японские внедорожники, корейские кроссоверы и т.д.
Дополнительно учитывать, что на стоимость критично влияет пробег – чем он выше, тем ниже стоимость, даже несмотря на богатую комплектацию и прочие «плюшки».
При торге «у капота» важно точно и детально указывать продавцу на факторы неликвидности авто: слишком большой пробег, «уставший» салон, проблемная модель двигателя, объективные неисправности – ржавчина, следы ДТП, неработающий кондиционер, свист или стук из-под капота, выхлоп и т.д. Если хозяин не привел ТС перед продажей в надлежащий вид, значит, он либо простой перекупщик, либо понимает высокую стоимость ремонта.
Резюме
Поддержанная машина не разочарует, если перед покупкой придерживаться трех простых правил:
- внимательно изучить историю ТС, документы, доверять только официальным данным, а не рассказам продавца;
- заранее узнать слабые места марки и модели, сопоставить стоимость ремонта с ценой автомобиля;
- тщательно проверить ТС самому или нанять специалиста на предмет технического состояния, соответствия ВИН-номера и пробега документам.
Достойная машина с пробегом – редкий гость на авторынке, такие экземпляры раскупаются моментально. Чем чаще просматривать объявления и бывать на площадках по продаже б/у машин, тем быстрее сформируется насмотренность и видение, честное авто или нет.