Обкатка лодочного мотора – такое требование производителя часто ставится под сомнение или вовсе игнорируется. Возможно, реже встречались бы «мертвые» силовые агрегаты, если бы их владельцы серьезнее относились к необходимости в течение 6-8 часов обкатать новый мотор.
Для чего нужна обкатка лодочного мотора
При первом запуске мотора начинается притирание деталей друг к другу. Двигатели собираются на конвейере, что не дает возможности гарантировать идеальной состыковки. Новые детали всегда имеют неровные участки и шероховатости – это нормально, если не превышается допустимые отклонения. Обкатка лодочного мотора нужна, чтобы детали притерлись друг к другу, масло попало на все подвижные узлы и агрегаты. Это касается коленвала с подшипниками, пары цилиндров с поршневыми кольцами и шестерней редуктора. Если обкатка не проигнорирована и проведена правильно, можно рассчитывать на максимально эффективную работу мотора, снижение риска поломок и полноценный срок службы.
Действия перед обкаткой
Непосредственно перед обкаткой необходимо залить масло, предварительно изучив инструкцию, или руководствоваться такими нормами:
- для двухтактных (за исключением моторов с уровневым сжиганием топливной смеси) используют масло ТС-W3;
- для четырехтактных двигателей до 30 «лошадиных сил» — полусинтетические масла 10W30 и 10W40;
- в четырехтактные более 30 л. с. заливают синтетические – 5W30, 0W
Обратите внимание на наличие специальной пометки «Для водного транспорта», для автотранспорта масло не подойдет. В любом моторе его вливают через нижнее отверстие редуктора, пока не начнет вытекать из верхнего. Это делается при вертикальном положении и специальным приспособлением или большим одноразовым шприцом. В картер четырехтактного двигателя масло наливают строго в соответствии с требованиями производителя и единых норм для них не существует.
Перед обкаткой двухтактного лодочного мотора пропорции масла и бензина 1:25 соответственно, то есть на каждые 25 литров бензина требуется 1 л масла. Если двигатель с раздельной смазкой – 1:50.
Где обкатать лодочный мотор
Для обкатки нового агрегата нужно выбрать водоем глубиной не менее 80 см и неограниченным пространством. Подойдет озеро, река, но не искусственный водоем. В ограниченных условиях этого лучше не делать, чтобы обкатка не пошла во вред.
Процесс
Процедура обкатки проходит одинаково для всех моторов всех производителей:
- Запустите двигатель и в течение 15 минут оставьте его поработать вхолостую на минимальных оборотах. В первый раз и в дальнейшем всегда контролируйте присутствие контрольной струи системы охлаждения. Первый старт двигателя может сопровождаться клубами дыма, но это нормально, так как сейчас в бензине гораздо больше масла, чем нужно.
- В последующий час можно двигаться, следя за тахометром или смещением ручки газа, — обороты не должны превышать 40% от полной мощности.
- В течение следующих 60 минут продолжайте движение, используя уже 75% мощности.
- Следующие 8 часов придерживайтесь такой схемы: 5 минут на полных оборотах затем полчаса на 75%.
Действия после обкатки
После обкатки лодочного мотора в редукторе и картере четырехтактного агрегата нужно снова заменить масло. На этот раз на 70 л бензина рекомендуется добавить 1 л масла. Самостоятельно обслуживать не стоит – ввиду того, что мотор новый и еще находится на гарантии. Замену масла выполняют в сервисном центре. Желательно проверить компрессию, величину холостых оборотов.